Александр Сайков

Александр Сайков. Петербургское отделение Союза Художников России

Александр Васильевич Сайков родился в 1957 году в городе Томск. Учился в академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, на архитектурном факультете. Работал в проектном институте.

Как художник Александр Васильевич работает в технике акварели, живописи, художественной фотографии. Участник художественных выставок с 1991 года в Санкт-Петербурге (1991-2009 г.), Москве (2009 г.), Белгороде (2002 г.), Пскове (2000 г.) Южно-Сахалинске (2007 г.), Севастополе (2006, 2009 г.), Витебске (2007 г.), Петрозаводске (2006-2009 г.) Салехарде (2008 г.) и других.

Участник Международных выставок в Китае (Шанхай, Ханчжоу, Шень-Жень, и др. 2007 г.), Австрии (г. Грац 2006 г., 2009 г., и др.), Франции (Париж 2004 г., Пон-Одемер 1995 г. и др.), Австралии (Сидней 1994 г.)

Награжден медалью «300 лет Санкт-Петербурга», медалью Академии художеств, медалью Союза Художников России и другими наградами.

Работы Сайкова А. В. находятся в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого, в Южно-Сахалинском художественном музее, в Сорокском музее изобразительных искусств (г. Беломорск, республика Карелия), в частных коллекциях Франции, Австрии, России, Финляндии, США, Китая и других стран.

С 1992 года – Александр Васильевич работает директором Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза Художников, с 1994 является первым заместителем председателя этой организации.

В 2017 году А. В. Сайков назначен на пост Председателя Правления Санкт-Петербургского Союза Художников России.


Александр Сайков на пленэре

Что скрывается за звучной вывеской высокого, и, что скрывать, престижного, поста знает, конечно, только сам Александр Васильевич. Официальные речи на открытиях выставок, представительские визиты в организации – только одна сторона его публичной должности.

В небольшом рабочем кабинете А. В. Сайкова в известном петербуржцам здании на Большой Морской, 38 – проходной двор: люди идут бесконечным потоком. И почти каждую минуту звонит телефон. В водовороте больших и маленьких дел: встреч с художниками, переговоров, выступлений, - нет времени даже на перерыв «на кофе». Десять лет Александр Васильевич не без горечи осознавал, что «горит на бюрократической работе», а времени на собственное творчество – просто нет. Десять лет прожил, практически не касаясь кистей. Санкт-Петербургское отделение Союза Художников – одно из крупнейших в России творческих объединений.  Здесь числится более четырех тысяч человек: это живописцы и скульпторы, прикладники, монументалисты, искусствоведы. Это – целая армия людей искусства. Союз устраивает их выставки, творческие поездки, издает книги, помогает реализовать плоды трудов. Эта деятельность захватила Александра Васильевича целиком, без остатка «съедая» личное время и выходные.

Вернуться к работе художника помог случай. Друзья пригласили в отпуск на Белое море, на пленэр, и с этого момента отпуск стал для Александра Васильевича самой горячей творческой порой. Вот уже много лет пишет он природу в тех краях, где редко ступает нога человека. Белое море, полуостров Ямал, Заполярный Урал, глухие уголки Карелии – вот места, которые вдохновляют, дают отдых душе и работу духу.
Александр Васильевич Сайков

Александр Васильевич Сайков пишет пейзажи на пленэре акварелью. Мы привыкли, что акварель  - это искусство небольшого формата. Еще живы воспоминания о том, как барышни-дворянки рисовали акварелью в домашних альбомах, а миниатюрные портреты размером с ладошку кисти Александра Брюллова, Павла Федотова и других художников XIX века поражают своей изящной «бисерной» техникой. Отчасти это было обусловлено размером производимой тогда бумаги. С середины ХХ века начинается увеличение формата акварельных работ. Но редко кто из современных художников берется за лист более одного метра размером. Для работы на большом формате требуются особые навыки и умения, ведь с увеличением размера вступают в силу правила другой - монументальной - живописи. И сегодня акварель для большинства художников остается станковым видом искусства.

Но не для Александра Васильевича Сайкова. Его работы  имеют невероятный для акварели размер – более трех с половиной метров в длину ! И совсем уж невозможным кажется тот факт, что все они написаны на пленэре.

Кто хоть раз выходил с этюдником на природу, знает разницу между работой в студии и под открытым небом. За возможность писать непосредственное впечатление от натуры, видеть нюансы освещения и оттенки цветов на природе художник расплачивается множеством неудобств: погода и освещение непостоянны, вдруг поднимется ветер – и бумага сразу высыхает, или пойдет дождь – и краска расплывается кляксами, бывает и жарко и холодно, мешают люди и машины, донимают комары. Работать на пленэре сложно, и не всегда результат может быть показан зрителю. Именно поэтому часто пленэрные зарисовки и этюды являются вспомогательным материалом, на основе которых, уже в студии художник пишет итоговую картину. Но только не Сайков. Все свои гигантские акварели он пишет на пленэре, без подготовительных эскизов, без предварительного рисунка, сразу краской огромной кистью по белоснежному полю бумаги. Даже бывалые художники не верят, что так бывает.

Александр Сайков на записи мастер-класса для "Горизонтума"Акварель до сих пор классифицируется в иерархии искусств как графика. Но и здесь работы Сайкова противоречат общим представлениям. Его акварели – это полноценная живопись, которая не уступает по плотности цвета маслу, размером и охватом сюжета – монументальному искусству.

Что пишет Александр Васильевич? Моря и озера, снежные шапки гор и осеннюю тундру, равнины и долины Заполярья, те уголки земли, которые все еще сохраняют статус дикой природы, где присутствует естественная природная монументальность.

Места, не затронутые цивилизацией, труднодоступны. И именно сюда добирается художник, чтобы вдохновиться первозданной красотой, отвлечься от пустяков и будней, отдохнуть душой и наполниться силой. Здесь – суровый и холодный край с необыкновенной красотой ландшафтов, нечеловеческим масштабом природной архитектуры. Именно здесь можно хоть немного приблизиться к замыслу Творца, создавшего наш мир, постичь тайну Творения.

Александр Васильевич видит эпические пейзажи Заполярья глазами архитектора, рукой живописца пишет панорамы на бумаге. Акварель – водорастворимый пигмент, краска, родственная природной стихии, она как нельзя лучше подходит для этой цели. Цветом песка и камней, неба и воды написаны пейзажи А. В. Сайкова. В зелень впечатались мох и трава, свой след на бумаге оставили мошки и водяная пыль. Ветер и воздух, дождь и небо – тайной творчества человека вошли в картины художника. Этому невозможно научить. Этому можно научиться, если любить природу, думать о вечном и много практиковаться.

В отпуск Александр Васильевич снова отправится в далекие северные края: на поезде и вездеходе, на лодке по холодному морю, пешком по горным тропам, - чтобы овладеть линией покоя и перенести ее на поверхность акварельного листа.


Приглашаем всех художников посмотреть мастер-класс А. В. Сайкова «Монументальная акварель. Работа на пленэре».


Интернет-портал онлайн обучения «Горизонтум» благодарит Александра Васильевича Сайкова за доверие и сотрудничество.

Работы Александра Васильевича Сайкова
(еще больше в альбоме нашей группы «В контакте»)

Работа Александра Сайкова

Научиться рисовать акварелью, прямо сейчас!

Картина Александра Сайкова

Уроки по акварели на "Горизонтуме" - учись онлайн.

Акварель А. Сайкова

Акварельные пейзажи А. Сайкова

Обучение акварели. Мастер-классы, уроки, курсы онлайн.

Научиться рисовать пейзаж акварелью !

Работа Александра Сайкова

Акварельные пейзажи А. Сайкова

Обучение живописи. Александр Сайков. Видео уроки.

А. Сайков. Акварель.

Обучение акварели онлайн. Видео уроки.

А. Сайков. Пейзаж. Акварель.

Горы, воздух, лес акварелью. Научись рисовать пейзаж!

Сохранить

Сохранить