Пейзаж пастелью на пленэре. Практическое занятие

Этот мастер-класс мы записывали с Сергеем Усиком в Павловске, под Петербургом, холодным октябрьским днем. Температура на улице была +12 градусов, солнце не грело. За два часа подготовительных работ и собственно мастер-класса все замерзли, особенно художник, вынужденный сидеть почти неподвижно. Последние 15 минут Сергей работал дома, «доведя» картину до только ему известного предела совершенства. Этот этап Вы не увидите на видео. Но, честно говоря, тот момент, на котором остановилась запись, демонстрирует нам уже вполне готовую картину.Пейзаж пастелью. Сергей Усик.

Сергей выбрал сюжет, который лишен внешней эффектности, но содержит в себе все необходимое, чтобы продемонстрировать  основные  этапы работы пастелью на пленэре. Он запечатлел на бумаге Липовую аллею в Павловском парке, существующую уже несколько веков. В XVIII веке липы были пострижены в форме шаров. Сегодня их кроны сомкнулись, образуя зеленый коридор.

Сергей Усик говорит о себе как о пейзажисте. Он уверен, что природу необходимо писать непосредственно на пленэре, на открытом воздухе, так как самое сложное – не наложить пастельные слои на бумагу, а перенести на плоскость то, как мы видим объем и цвет.

На этом занятии Вы освоите общий принцип ведения работы пастелью на пленэре, научитесь послойному методу создания изображения, постепенного выстраивания рисунка сразу на всей плоскости работы.  Равномерное набирание тона, а также постоянная корректировка рисунка и цветовые соотношений – необходимое условие создания гармоничной работы. Сергей демонстрирует ведение работы широкими тоновыми пятнами, от общего к частному, учит использовать тон бумаги, не закрашивая ее целиком.

Во время мастер-класса Сергей щедро делился сокровищами своей души. Много рассказывал о профессиональных художниках, давал советы начинающим. Эти, не относящиеся на первый взгляд к делу, комментарии весьма полезны всем творческим людям, особенно начинающим художникам.

Если у Вас есть пастельные мелки, попробуйте вместе с Сергеем Усиком сделать зарисовку, следуя его рекомендациям. После работы в помещении обязательно выйдите на воздух, или выберите подходящий вид из окна, и примените полученные знания самостоятельно, на другом сюжете.

Не расстраивайтесь, если первые пейзажи не будут удачными, умение придет с практикой.  Сергей часто упоминает, что у него дома лежит чемодан, доверху набитый его пастельными работами. Это – цена мастерства настоящего профессионала. Практикуйтесь, и рано или поздно, Ваши работы тоже будут восхищать окружающих.

Рим. Мост ангелов. 2014. Пастель. Автор Сергей Усик

Материалы и инструменты

Для прохождения этого урока опыт работы пастелью не обязателен, но желательна небольшая подготовка в области рисунка.

Материалы для работы: сухая пастель любого производителя, угольный карандаш, бумага для пастели светлых тонов, планшет, тряпка.

Сергей Усик. Автопортрет. 2015. Пастель

Знаменитый петербургский художник, работает в технике пастели более 25 лет. Образование получил на факультете архитектуры в Ленинградском Инженерно-Строительном Институте. Впоследствии, упорным трудом самостоятельно и с помощью профессионалов освоил технику пастели и практикуется в ней уже более четверти века.

Художник добился существенных результатов в своей художественной практике, и они признаны не только российской, но и мировой общественностью. Достаточно взглянуть на впечатляющий перечень титулов и званий Сергея Усика, на бесконечный список международных и российских выставок, в том числе и множество персональных, чтобы понять, перед нами – Большой Художник, своим талантом и трудом заслуживший свою славу.

Поскольку о Сергее Усике много материалов опубликовано в Интернете, которые общедоступны и легко находимы, мы отметим только главное.

С 1994 года – член союза художников России, с 1997 года - член IFA (International Federation of Artists), с 2003 года - "Мэтр пастели» (Франция), с 2007 – член пастельного общества Америки. Пастельное общество Франции в 2003 году провозгласило Сергея Усика  мэтром пастели (maitre pastelliste), Пастельное Общество Америки – сигнатюр (signature member). В 2004 году был приглашен в качестве Почетного Гостя международного фестиваля (Limoges, France), в 2007 году стал Лауреатом международного конкурса пастели (IAPS, USA).

Художник Сергей Усик в галерееЕго работы широко представлены в музеях России и за рубежом, постоянно принимают участие в аукционах произведений современных русских художников в Париже, Дюссельдорфе, Женеве, Милане, Гамбурге, Цюрихе, Афинах. В международных журналах неоднократно публиковались статьи о Сергее Усике и его работах. Их можно найти в таких изданиях, как International Artist, Pastel Artist International, в газетах Финляндии, США, Франции, России.

Сергей Усик много путешествует, и часто проводит мастер-классы. Среди самых «солидных» мероприятий этого рода – в 2004 году для пастельного общества Франции, в 2005 – для пастельного общества Maine, Vermont, США, в 2002-2003 – на выставке ЕВРОПАСТЕЛЬ, Северная Италия - Санкт-Петербург, на международном фестивале Пастели во Франции в 2002, 2003, 2004 годы, и много других, в том числе и в Санкт-Петербурге как для художников-профессионалов из Америки и Франции, так и для любителей пастели, желающих учиться у настоящего Мастера.

Свой уникальный опыт работы с пастелью Сергей Усик обобщил в книге «Пастель. Пленэр. Книга о технике пастели и пленэрных зарисовках», выпущенной в 2013 году издательством «Артек». Книга давно распродана и стала библиографической редкостью. В ней Сергей рассказывает об особенностях пастели, ее специфике и возможностях. Разделы книги описывают все необходимое для работы: выбор места для пленэра, характеристику инструментов, брэндов пастели. Ряд уникальных советов даны для осмысления и осознания художественного дара тем, кто делает первые шаги на творческой стезе. Книга ориентирована на начинающих пастелистов и исключительно полезна. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с ее фрагментами.

Основные персональные выставки:
1992 г. «The fine art Лондон», Англия.
1996, 2001 г. «Atelie Mensсh» Гамбург, Германия.
1995, 1997г. Аанекоски, Финляндия.
1997 г. Якиманка, Москва, Россия.
1997, 2001 гг. Портлэнд, Орегон, США.
1997 г. Олбани, Нью-Йорк, США.
1998 г. Комитет по культуре мэрии Санкт-Петербурга.
2002 г. Фуэнгерола, Малага, Испания.
2004 г. Союз Архитекторов, Санкт-Петербург.
2005, 2006 гг. «галерея Маршан», Самара, Россия
2005 г. Портлэнд, Орегон, США
2014 г. Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Москва, Россия

Некоторые работы Сергея Усика

(Другие работы С. Усика смотрите в галерее нашего сайта)

Катания. Сицилия. Зарисовка. 2013 г.

Катания. Сицилия. 2013. Зарисовка, пастель. Автор Сергей Усик

Гортензии. Пастель

Гортензии. Пастель. Автор Сергей Усик

Ля Рошель. Яхты. 2014. Пастель

Ля Рошель. Яхты. 2014. Пастель. Автор Сергей Усик

Мост Ангелов. Рим. 2014 г. Пастель

Рим. Мост ангелов. 2014. Пастель. Автор Сергей Усик

Смольный монастырь, 2015. Пастель

Смольный монастырь. 2015. Пастель. Автор Сергей Усик

Пушкин. Федоровский городок. 2013. Пастель

Пушкин. Федоровский городок. 2013. Художник Сергей Усик

Программа курса

Инструменты и материалы
  • Материалы и инструменты
  • Из главы "Рекомендации по выбору места для пленэрных зарисовок и осознание своего творческого «Я»
  • Из главы «О пастели»
  • Из главы «Выбор цвета бумаги»
  • Из главы «Почему я советую так вести пейзажную пленэрную зарисовку?»
Смотреть видеоурок
  • 1. Видеознакомство с Сергеем Усиком
  • 2. Эскиз на бумаге
  • 3. Общее цветовое и тональное решение. Наслоение пастельных слоев
  • 4. Работа от темного к светлому
  • 5. Зелень и листва. Углубляем тон
  • 6. Уточнение деталей. Добавляем световые блики на землю и в листву, углубляем тени
  • 7. Добавляем нюансы и детали. Завершаем работу на натуре
Ваша работа
  • Вы написали свою картину? Покажите ее в нашей галерее!
Тут скоро будут отображаться ваши работы.

Цена: 1 900  руб.

online

Начало курса:  в любое время

На этом курсе посетителей: 13

Всего прошло обучение: 2186

Другие курсы автора Сергей Усик


Отзывы

Пейзаж пастелью на пленэре. Практическое занятие

13 студентов на курсе

Курс ведет: Сергей Усик

Программа курса

Сгенерированные пин-коды
Инструменты и материалы
  • Материалы и инструменты
  • Из главы "Рекомендации по выбору места для пленэрных зарисовок и осознание своего творческого «Я»
  • Из главы «О пастели»
  • Из главы «Выбор цвета бумаги»
  • Из главы «Почему я советую так вести пейзажную пленэрную зарисовку?»
Смотреть видеоурок
  • 1. Видеознакомство с Сергеем Усиком
  • 2. Эскиз на бумаге
  • 3. Общее цветовое и тональное решение. Наслоение пастельных слоев
  • 4. Работа от темного к светлому
  • 5. Зелень и листва. Углубляем тон
  • 6. Уточнение деталей. Добавляем световые блики на землю и в листву, углубляем тени
  • 7. Добавляем нюансы и детали. Завершаем работу на натуре
Ваша работа
  • Вы написали свою картину? Покажите ее в нашей галерее!

Этот мастер-класс мы записывали с Сергеем Усиком в Павловске, под Петербургом, холодным октябрьским днем. Температура на улице была +12 градусов, солнце не грело. За два часа подготовительных работ и собственно мастер-класса все замерзли, особенно художник, вынужденный сидеть почти неподвижно. Последние 15 минут Сергей работал дома, «доведя» картину до только ему известного предела совершенства. Этот этап Вы не увидите на видео. Но, честно говоря, тот момент, на котором остановилась запись, демонстрирует нам уже вполне готовую картину.Пейзаж пастелью. Сергей Усик.

Сергей выбрал сюжет, который лишен внешней эффектности, но содержит в себе все необходимое, чтобы продемонстрировать  основные  этапы работы пастелью на пленэре. Он запечатлел на бумаге Липовую аллею в Павловском парке, существующую уже несколько веков. В XVIII веке липы были пострижены в форме шаров. Сегодня их кроны сомкнулись, образуя зеленый коридор.

Сергей Усик говорит о себе как о пейзажисте. Он уверен, что природу необходимо писать непосредственно на пленэре, на открытом воздухе, так как самое сложное – не наложить пастельные слои на бумагу, а перенести на плоскость то, как мы видим объем и цвет.

На этом занятии Вы освоите общий принцип ведения работы пастелью на пленэре, научитесь послойному методу создания изображения, постепенного выстраивания рисунка сразу на всей плоскости работы.  Равномерное набирание тона, а также постоянная корректировка рисунка и цветовые соотношений – необходимое условие создания гармоничной работы. Сергей демонстрирует ведение работы широкими тоновыми пятнами, от общего к частному, учит использовать тон бумаги, не закрашивая ее целиком.

Во время мастер-класса Сергей щедро делился сокровищами своей души. Много рассказывал о профессиональных художниках, давал советы начинающим. Эти, не относящиеся на первый взгляд к делу, комментарии весьма полезны всем творческим людям, особенно начинающим художникам.

Если у Вас есть пастельные мелки, попробуйте вместе с Сергеем Усиком сделать зарисовку, следуя его рекомендациям. После работы в помещении обязательно выйдите на воздух, или выберите подходящий вид из окна, и примените полученные знания самостоятельно, на другом сюжете.

Не расстраивайтесь, если первые пейзажи не будут удачными, умение придет с практикой.  Сергей часто упоминает, что у него дома лежит чемодан, доверху набитый его пастельными работами. Это – цена мастерства настоящего профессионала. Практикуйтесь, и рано или поздно, Ваши работы тоже будут восхищать окружающих.

Рим. Мост ангелов. 2014. Пастель. Автор Сергей Усик