Мужской портрет карандашом

Портрет по фотографии. Дэвид Боуи.

В этом уроке Светлана Калиничева демонстрирует процесс создания портрета карандашом по фотографии. Вы пройдете вместе с педагогом весь путь во всех подробностях: начиная с процесса подбора фотографии и анализа образа персонажа, до завершающих штрихов. Главная мысль педагога, которая неоднократно звучит с экрана: необходимо мыслить образом, не копируя фотографию, а создавая обобщенное изображение, в котором форма подчеркивает наиболее значимые для характеристики личности детали. 

Множество самых разных сведений: от того, какие материалы выбрать и как точить карандаш, до философских рассуждений об искусстве портрета Светлана излагает в процессе работы карандашом и стирательной резинкой. Свой метод работы Светлана считает чем-то средним между академическим рисунком и иллюстрацией. По ходу дела она дает информацию о пропорциональном строении головы и лица, о том, как акцентировать характерные детали в портрете, чтобы создать запоминающийся харизматичный образ.

Вы получите обширную информацию о том, как выбрать фотографию для работы, ка провести анализ персонажа и выявить наиболее характерные для портрета детали. Какой носитель изображения выбрать в качестве основы для работы – планшет или распечатку фотографии и почему. Вы научитесь постоянно анализировать то, что вы делаете, не «впадая» в перерисовывание фотографии, узнаете о роли симметрии и асимметрии в создании портрета.

Светлана доступным языком и с большим числом подробностей рассказывает о самых сложных вещах в искусстве портрета, после чего они становятся простыми и понятными каждому. Вы узнаете:

  • как правильно разместить работу в листе и какими материалами удобнее пользоваться,
  • чем можно заменить тот или иной инструмент, если у вас его нет,
  • как «найти» основные пропорции и массы конкретного лица,
  • как постепенно уточняя детали, идти ко все большей конкретизации образа,
  • как рисовать детали лица
  • как обозначить основные пропорции головы и лица, и верно найти место деталей
  • об утрировании, как способе выявить чистоту формы и многом-многом другом.

Не забудьте заглянуть на страничку Светланы Калиничевой (вкладка"Автор").

Материалы и инструменты

Для прохождения этого урока потребуется совсем немного материалов и инструментов: обычная белая бумага 80 г./кв. м. (эта та бумага, которой пользуются в офисах, для печати на принтерах и ксероксах), простые карандаши разной степени мягкости, от 2B до 6B, стирательная резинка, обрезанная уголком, клячка или хлебный мякиш. Продолжительность этого урока более часа.

Большим удобством является то, что этот урок разделен на удобные для освоения части, и Вы можете продолжить работу после перерыва без потери качества обучения.

Подробные объяснения Светланы Калиничевой позволяют любому начинающему художнику нарисовать мужской портрет карандашом.

А в этом видео Светлана рассказывает о стирательных резинках. Вы думали, что такой обыкновенный предмет годится только как ликвидатор последствий? Это - отличный инструмент, не хуже карандаша!

Светлана КалиничеваСветлана живет и работает в Петербурге. Она – профессиональный художник.  Педагогическая деятельность – часть ее работы, Светлана читает лекции и ведет мастер-классы в Школе Академической фотографии, в частных  студиях Петербурга. Участвует в воркшопах и выставках в России и за рубежом.

Образование получила в Харьковской Академии Дизайна и Искусств. Как и многие другие творческие люди, Светлана работает в разных техниках изобразительного искусства и в разных жанрах. Среди ее работ есть пейзажи маслом и шаржи шариковой ручкой, портреты знаменитостей, созданные в графических редакторах на компьютере и акварельные иллюстрации. Сейчас Светлана работает в основном в графических техниках и имеет в этой области гигантское портфолио с большим числом прекрасных работ.

Работы Светланы КалиничевойВ настоящий момент времени Светлана особенно много рисует людей. Рисует жадно, изумительно много, и кажется, совсем без перерывов на обычную жизнь. Светлана запечатлела не десятки, а уже сотни людей, как знаменитостей, фотографиями которых переполнен Интернет, так и тех, кто показывает свои фотографии лишь на персональных страничках в социальных сетях.

Светлана чаще всего рисует по фотографии. Многие художники считают, что создание произведения искусства на основе фотографии недопустимо, так как провоцирует на копирование уже имеющегося готового изображения человека. У Светланы свое мнение на этот счет и свой, исключительно творческий, подход к созданию портрета.

Прежде чем нарисовать известного человека, Светлана узнает его биографию, занятия, особенности поведения, просматривает множество доступных фотографий. Потом создает образ. Во время видео записи уроков для «Горизонтума», Светлана рассказывала о своем методе, главное в котором – постоянный анализ фотографии: «Если вы перестали анализировать и начали срисовывать, сделайте паузу. Лишь анализ дает похожесть, срисовывание дает не похожесть, а скучность». Свой стиль работы Светлана определяет так: «Это – не академический рисунок, а вольная интерпретация, нечто  среднее между иллюстрацией и академическим рисунком». Она «подключает» к процессу рисования портрета все, что знает о жизни, чтобы достичь хорошего результата.

Искусство портрета. Светлана КалиничеваЕе портреты знаменитостей, сделанные по фотографиям, не просто узнаваемы (с достоверной передачей черт лица справится каждый профессионал), ее портреты – это «сгусток» характерных черт портретируемого, где его особенности подчеркнуты, выявлены максимально определенно и весомо. Кажется, еще чуть больше преувеличения, и получится шарж, карикатура. Но эту грань карандаш Светланы чувствует очень точно, всегда с уважением и осторожностью воплощая на бумаге свою интерпретацию человеческой личности.

В портретах незнакомых людей из социальных сетей, которые Светлана рисует в рамках своих личных, никак не рекламируемых проектов, ей важно узнать, что человек хочет сообщить о себе миру и создает по фотографии такую интерпретацию личности человека, которая отчетливее, чище, чем портретная фотография. И это поражает. Обычную фотографию, редко сделанную профессионалом, чаще – плохого качества, снятую владельцем или его друзьями под влиянием момента, Светлана превращает в «говорящий» портрет, который характеризует портретируемого ярче, острее, четче, чем фотографии. Портреты Светланы отличает особая ясность и чистота образа, ее карандаш и кисть словно «стирают»  туман с линзы объектива, и человеческая индивидуальность предстает перед зрителем в своей сути, «очищенной» от случайности кадра.

Это – уникальное качество Светланы, в котором угадывается не столько особенность органов зрения, сколько постоянная аналитическая деятельность ума. Этому трудно научить, но можно научиться,  приняв  за исходную задачу не только графическую практику и изучение законов построения лица, но и  практику психологического анализа и внимательного наблюдения за людьми.

Искусство портрета вместе со Светланой КалиничевойСама Светлана – человек исключительной скромности. Внешне предельно сдержана, почти без эмоций: строгая одежда, минимум косметики. Во время съемок она без труда и волнения говорит «на камеру», и только познакомившись с ней ближе, понимаешь, что это внешнее спокойствие есть результат внутренней дисциплины. Правильная и плавная речь «выдает» в ней преподавателя со стажем, а меткие емкие высказывания говорят об остром уме и являются результатом внутренней работы, «не видной» ученикам и зрителям. Стремление к чистоте формы в рисовании портретов находит свое логическое продолжение в точных, иногда просто афористических высказываниях.

Мы с удовольствием представляем уроки Светланы Калиничевой по рисованию портрета карандашом.



Выставки с участием Светланы Калиничевой
2011 – “Отчетная выставка”. резиденция для художников Castello di Boca. Черногория.
 2012 – “Крым. Карта Украины”. Музей современного искусства Украины, Киев.
2015 – “Да, я помню”. Галерея "Люда", Санкт-Петербург, Россия.
2015 – "Переработка мусорных масс" (совместный проект с Аней Соколовой), Канонерское Экологическое биеннале, Санкт-Петербург.
Украина. 2015 – Проект "Память". IV Одесское Биеннале Современного искусства, Одесса, Украина.
2016 – «Карась галерея», Киев.

Работы Светланы Калиничевой
(еще больше фотографий в нашей группе "В контакте")

Научись рисовать портрет. Онлайн. Прямо сейчас!

Портреты Светланы Калиничевой

Научись рисовать портрет. Онлайн. Прямо сейчас!

Научиться рисовать портрет и автопортрет вместе с опытным педагогом.

Портреты Светланы Калиничевой

Научись рисовать портрет. Онлайн. Прямо сейчас!

Научитесь рисовать портрет и автопортрет.

Программа курса

1. Выбор фотографии как основы для работы. Анализируем фото, продумываем образ будущего персонажа. Как рисовать: с распечатанного фото или прямо с планшета? Почему? Анализ портрета. Определяем, на каких частях лица будет сделан акцент и почему. Вспоминаем все ассоциации, связанные с этим персонажем.

2. Эскиз. Эскиз как композиционный поиск. Как найти место для портрета в формате листа, чтобы предусмотреть место для непредвиденных сразу возможностей.

3. Находим основные пропорции и массы конкретного лица. Пропорциональное строение головы человека. Учимся видеть цельно через фрагмент. Изображаем голову как объемный объект, чтобы она не получилась плоской. Разговор о симметрии и асимметрии в искусстве портрета. Постепенно уточняем пропорции.

4. Намечаем детали. Изучаем конструкцию головы. Намечаем передние и боковые плоскости головы на бумаге. Намечаем детали: брови, глаза, губы, нос.  Постоянно сверяемся с размером всей головы. Анализируем форму деталей и сопоставляем его с целым. Что происходит, когда человек устает? Как постоянно держать под контролем аналитическую способность? Как не сбиться от анализа формы и не уйти в простое срисовывание?

5. Конкретизируем детали. Растушевка. Советы об использовании пальцев в рисунке: можно ли размазывать карандаш пальцем? Плюсы и минусы этого действия. Использование мизинца как опорной точки. О пользе смотрения издалека. Постоянно задавать себе вопросы, чтобы анализировать форму. О гротескной интерпретации формы. Намечаем плоскости носа.

6. Продолжаем уточнять детали. Глаза. Считываем характер каждого глаза по-отдельности, учитываем это в рисунке. Утрируем характер глаз. Слезники, их расположение в лице. Строение глаза. Верхнее и нижнее веки, их расположение относительно радужки. Распространенные ошибки в рисовании глаз. Оставляем возможности для внесения изменений.  Изучаем характер бровей персонажа. Уточняем губы и нос.  Об утрировании формы. Гротеск как стилизация, которая выявляет чистоту формы.

7. Детали: губы и подбородок. Добавляем харизмы в образ, уточняем контур лица. Как правильно нарисовать губы. Распространенные ошибки. Распределяем тональную нагрузку.

8. Уточнение деталей. Крылья носа. О пользе ассоциаций. Челюсти. Держать отношения между тонами: белым, серым и черным. Рисунок должен быть контрастным, чтобы акценты в нем были внятными. Сравниваем длину верхней и нижней губы. Пропорции губ. Ошибки в изображении губ. Утрируем детали для достижения харизматичности образа. Как нарисовать объем губ, удобные приемы и условные представления для этого.  Как не делать акценты на губах? О роли тональной нагрузки  в рисунке. Нижняя челюсть, намечаем ее  пропорции и «раскладываем» по плоскостям.

9. Продолжаем уточнять. Выявляем характер в деталях. Надбровные  дуги. Тональная собранность как собранность в поведении. Контроль за тоном: подчинение деталей главному. Смотрим на работу на расстоянии вытянутой руки, чтобы видеть голову пятном, цельно. О пользе дистанции. Горизонтали, вертикали, и диагонали как способ придать композиции статики или динамики. Проявляем максимально точный и понятный образ.

10. Завершение работы. Делаем зрачки плотнее. Глаза в портрете одинаково тщательно не прорисовываются. Блик поставим в самом конце. Переводим линии в пятна, выявляем характер черепа. Шея. Рисуем рубашку намеком. Добавляем деталь, благодаря наличию свободного пространства. Избегаем одинаковости справа и слева. О важности недосказанности и намека в искусстве. Оживляем глаза бликами. Чистим фон и вносим последние коррективы.

Тут скоро будут отображаться ваши работы.

Цена: 2 500  руб.

online

Начало курса:  в любое время

На этом курсе посетителей: 3

Всего прошло обучение: 2142


Отзывы

Мужской портрет карандашом

3 студента на курсе

Курс ведет: Светлана Калиничева

Программа курса

Сгенерированные пин-коды
Инструменты и материалы
  • 1. О карандашах
  • 2. О стирательных резинках
  • 3. О бумаге и планшете
Рисуем по фотографии портрет
  • 1. Выбор фотографии для работы
  • 2. Создание эскиза
  • 3. Основные пропорции и массы
  • 4. Намечаем детали
  • 5. Конкретизация деталей
  • 6. Детали: глаза и нос
  • 7. Детали: губы и подбородок
  • 8. Уточнение деталей. О пользе ассоциаций
  • 9. Выявление характера в деталях
  • 10. Завершение работы
Вы создали портрет?
  • Покажите его в нашей галерее!

Портрет по фотографии. Дэвид Боуи.

В этом уроке Светлана Калиничева демонстрирует процесс создания портрета карандашом по фотографии. Вы пройдете вместе с педагогом весь путь во всех подробностях: начиная с процесса подбора фотографии и анализа образа персонажа, до завершающих штрихов. Главная мысль педагога, которая неоднократно звучит с экрана: необходимо мыслить образом, не копируя фотографию, а создавая обобщенное изображение, в котором форма подчеркивает наиболее значимые для характеристики личности детали. 

Множество самых разных сведений: от того, какие материалы выбрать и как точить карандаш, до философских рассуждений об искусстве портрета Светлана излагает в процессе работы карандашом и стирательной резинкой. Свой метод работы Светлана считает чем-то средним между академическим рисунком и иллюстрацией. По ходу дела она дает информацию о пропорциональном строении головы и лица, о том, как акцентировать характерные детали в портрете, чтобы создать запоминающийся харизматичный образ.

Вы получите обширную информацию о том, как выбрать фотографию для работы, ка провести анализ персонажа и выявить наиболее характерные для портрета детали. Какой носитель изображения выбрать в качестве основы для работы – планшет или распечатку фотографии и почему. Вы научитесь постоянно анализировать то, что вы делаете, не «впадая» в перерисовывание фотографии, узнаете о роли симметрии и асимметрии в создании портрета.

Светлана доступным языком и с большим числом подробностей рассказывает о самых сложных вещах в искусстве портрета, после чего они становятся простыми и понятными каждому. Вы узнаете:

  • как правильно разместить работу в листе и какими материалами удобнее пользоваться,
  • чем можно заменить тот или иной инструмент, если у вас его нет,
  • как «найти» основные пропорции и массы конкретного лица,
  • как постепенно уточняя детали, идти ко все большей конкретизации образа,
  • как рисовать детали лица
  • как обозначить основные пропорции головы и лица, и верно найти место деталей
  • об утрировании, как способе выявить чистоту формы и многом-многом другом.

Не забудьте заглянуть на страничку Светланы Калиничевой (вкладка"Автор").